Дело Сибирской бригады
Музыкально-поэтические салоны

10 марта 2012г, суббота
Место: Городской Центр истории Новосибирской книги. ул. Ленина, 32
Сибирские авторы, которые были подвергнуты репрессии в конце 30-х годов 20-го столетия. Их произведения и биографии.
Дело №577559 или № 122613
В 1928 году в Новосибирске по инициативе Николая Анова возникла литературная группа «Памир» в противовес новосибирской ультра-левой коммунистической группе «Настоящее». В литературной жизни Новосибирска были свои течения и противостояния. Группу «Настоящее» возглавляли Курс и Родов. Это были воинствующие проводники партийной линии в литературе. Главным они считали классовые позиции автора. Основное ядро группы «Памир» состояло из Николая Анова, Леонида Мартынова, Ивана Ерошина, Сергея Маркова и Николая Феоктистова.
Как раз этому периоду посвящены строки Павла Васильева:
…Только часто здесь за лживым словом
Сторожит припрятанный удар,
Только много их, что жизнь готовы
Переделать на сплошной базар.
По указке петь не буду сроду, —
Лучше уж навеки замолчать,
Не хочу, чтобы какой-то Родов
Мне указывал, про что писать.
Чудаки! Заставить ли поэта,
Если он — действительно поэт,
Петь по тезисам и по анкетам,
Петь от тезисов и до анкет…
В историю отечественной литературы дело вошло «одним из самых крупных писательских дел задолго до 1937 года»
На допросе Николай Анов скажет: «Главной задачей «Памира» была борьба с «партийным руководством литературной Сибирью».
Аресты по делу № 122613 «Сибирской бригады» начались в марте 1932 года: 4 марта был арестован Васильев, 7 марта — Забелин, 16 марта — Анов, 19 марта — Мартынов, 10 апреля — Марков (арестован во время командировки в Средней Азии), 14 апреля — Черноморцев (освобожден 13 июня). Все ордера были подписаны шефом тайной полиции Генрихом Ягодой, что уже свидетельствует о значительности проведенной акции.
ОГПУ квалифицировал их как нелегальную контрреволюционную и антисоветскую организацию. В обвинительном заключении сказано: «Группа ставила своей задачей широкую антисоветскую агитацию… через художественные литературные произведения, обработку и антисоветское воспитание молодежи из враждебных соцслоев, расценивавшихся как актив а/с движений».
Основу обвинения составили главным образом собственноручные подробные показания.
От расстрела писателей спасла «оттепель» 1932 года: возвращение Горького из Италии, подготовка и проведение всесоюзного съезда советских писателей.
Бессонов, Феоктистов, Скуратов к уголовной ответственности не привлекались. Черноморцева освободили первым с подпиской о невыезде из Москвы. Остальных — Анова, Забелина, Маркова, Васильева и Мартынова — привлекли к уголовной ответственности за антисоветскую агитацию по ст. 58-10 УК РСФСР и наказали высылкой в Северный край на три года. 2 июля Васильева освободили условно. Анова, Забелина и Маркова отправили с первым этапом в Архангельск, Мартынов выехал туда же в конце июля.
Васильев и Забелин были арестованы повторно в конце 1937 года: первый был расстрелян, а второй умер в лагере в 1942 г. Все выжившие участники процесса старались не упоминать дело «Сибирской бригады» в дальнейшем. Архивные материалы были впервые опубликованы в 1992 году Станиславом Куняевым. Михаил Скуратов, который не входил в группу «Памир», но поучаствовал в первом собрании «Сибирской бригады», отзывался о группе «Памир» как о «юношеской блажи».
В допросах участвовал следователь СПО Николай Христофорович Шиваров, через которого через пару лет пройдут Н. Клюев и О. Мандельштам.
Ваш комментарий будет первым.