Киноиндустрия 60-х
Музыкально-поэтические салоны

24 сентября 2011г, суббота
Место: Городской Центр истории Новосибирской книги. ул. Ленина, 32
Кинофильмы 60-х, киноактеры.
СЦЕНАРИЙ
«КИНОИНДУСТРИЯ 60-х»
Индустрия Советского кино зародилась в 20-е годы прошлого столетия. Вместе со становлением молодого советского государства развивалась новая отрасль искусства – кино. Оно дало народу новых героев, на которых ходили смотреть, на которых равнялись и кому верили. Немое кино сменилось звуковым, черно-белое – цветным. Страна мужала, и кино играло в этом немалую роль.
Но СССР остался в прошлом, став нашей историей и подарив всему миру величайшие достижения в науке и технике, спорте и искусстве. А какие имена заблистали на небосклоне 20 века за тот относительно небольшой период жизни Союза, в том числе и в кино.
Есть фильмы, которые можно смотреть десятки раз и все равно не будет скучно. Это, конечно, лучшие советские фильмы. Многим из них уже десятки лет, но они не потеряли своей актуальности. Великие режиссеры создавали настоящие шедевры, великие актеры показывали на экране гениальных персонажей. Сегодня тоже снимают кино, но оно не то, что было раньше. У комедий более грубый юмор, драмы не всегда вызывают сильные эмоции. Лучшие Советские фильмы – это наше прошлое, которое мы не забываем. Всё потому, что наше кино – лучшее.
Первый звуковой фильм «Путевка в жизнь» вышел на экраны в 1931 году. Режиссер Николай Экк. 1936 год снят 1-й цветной фильм в СССР «Соловей-соловушка», режиссер Н.Экк. Первым цветным фильмом в мире стал фильм американского режиссера Честера М.Франклина «Жертвы моря» 1922г. Но в нем не было синего цвета.
Так начиналось кино.
Сколько прекрасных и талантливых фильмов было снято в 70-е, 80-е, 90-е, но безусловный расцвет кино как искусства и как востребованного средства трансляции смыслов пришелся именно на благословенные 60-е.
К началу 60-х технологии в кино достигли, казалось, невиданных вершин. Звук в кино был уже давно, цвет воцарился как раз к середине 60-х, спецэффекты были еще в пеленках. Но это продлилось не долго. Гениальный Стэнли Кубрик в 1968 году слепил свою «Космическую одиссею 2001 года» практически полностью из спецэффектов. Так началась новая эра в кино.
С 1954 г. производство художественных фильмов стало быстро возрастать и в 60-е гг. было доведено примерно до 120 фильмов в год, из которых около 60% приходилось на долю постановок, осуществлённых в союзных республиках. В советское киноискусство пришли молодые режиссёры, сценаристы, операторы и актёры. Многие представители творческой молодёжи, начавшей работать во 2-й половине 50-х и 1-й половине 60-х гг., выдвинулись в первые ряды мастеров кино. Киноискусство, обращаясь непосредственно к народной жизни, рисовало её чаще всего в её повседневном течении, в трудовой практике, мыслях, переживаниях рядовых людей.
Если в первые послевоенные годы киноискусство нередко видело свою основную задачу в изображении событий и поведения их участников, то теперь гораздо больше внимания оно стало уделять чувствам, мыслям, переживаниям своих героев, через них выявляя смысл изображаемой жизни. Такой подход к жизненному материалу характеризует многими значительными фильмами об Отечественной войне. Смысл всемирно-исторической битвы советского народа с фашизмом раскрывается через характеры и судьбы рядовых её участников, их незаметные на первый взгляд подвиги.
Одной из важнейших задач советского киноискусства было воплощение на экране образа Ленина, событий жизни и борьбы основателя партии и Советского государства. Фильмы "Ленин в Польше" (1965), реж. С. Юткевич, "Синяя тетрадь" (1963), реж. Л. Кулиджанов и др.
Большое внимание в творчестве советских мастеров кино уделялось экранизации классических произведений русской мировой и советской литературы: "Гамлет", 1964, реж. Козинцев, с И. Смоктуновским в главной роли), А. Чехов ("Попрыгунья", 1955, реж. С. Самсонов, и "Дама с собачкой", 1960, реж. Хейфиц), Ф. Достоевский ("Братья Карамазовы", 1-3-я части, 1969, реж. Пырьев), Л. Толстой ("Анна Каренина", 1968, реж. Зархи) и др.
Выдающимся достижением советского киноискусства явилась монументальная экранизация романа "Война и мир" Л. Толстого, осуществлённая режиссером С. Бондарчуком (1-4-я серии, 1966-67).
Опыт советской литературы обеспечил поворот киноискусства к проблематике колхозной жизни, которая на предыдущем этапе не находила в нём достойного воплощения. Очерки, рассказы, повести В. Овечкина, Г. Троепольского, С. Антонова, В. Тендрякова и др. помогли кинематографии обратиться к решению этой задачи, рассказать о волнующих их проблемах. К лучшим достижениям киноискусства этих лет надо отнести образ председателя колхоза Трубникова, воплощённый артистом М. Ульяновым в фильме "Председатель" (1965, реж. А. Салтыков).
Песни и музыка из фильмов СССР – это хиты, которые слушает не одно поколение.
«Песня про зайцев», наверное, никогда не надоест, как и «Остров невезения». Кажется, что когда слушаешь композиции из советских комедий, то возвращаешься в прошлое, где не было проблем и забот. Вспомните «Песню про счастье» из «Иван Васильевич меняет профессию». Эта мелодия способна улучшить настроение даже у самого хмурого пессимиста.
Можно долго перечислять хиты из советских фильмов. Главное одно – все они великолепны. Под любое настроение можно выбрать композицию. Если вам грустно, то послушайте «Мне нравится, что вы больны не мной...», если весело – «Если б я был султан». Мы предлагаем вам вспомнить песни и музыку из лучших советских фильмов. Побалуйте себя хорошими мелодиями.
Итак, 1960 год.
В этом году дебютами в кино отметились:
Геннадий Нилов – «Человек с будущим»;
Николай Еременко-ст. – «Впереди – крутой поворот»;
Ирина Гурзо (Губанова) – «Пиковая дама»;
Вячеслав Невинный – «Испытательный срок»;
Ия Саввина – «Дама с собачкой»;
Юрий Соломин – «Бессонная ночь»;
Светлана Светличная – «Колыбельная»;
Инна Чурикова – «Тучи над городом»;
Савелий Краморов – «Им было 19»;
Инна Гулая – «Тучи над Борском».
1961 год
Валерий Рыжаков – «Мишка, Серега и я»;
Олег Видов – «Друг мой, Колька!»;
Виктор Байков – «Девчата»;
Игорь Кваша – «Сержант Фетисов»;
Андрей Миронов – «А если это любовь?»;
Евгений Жариков – «А если это любовь?»;
Виктор Павлов – «Когда деревья были большими»;
Сергей Никоненко – «Сердце не прощает»;
Валентин Никулин – «Високосный год»;
Марианна Вертинская – «Високосный год»;
Анастасия Вертинская – «Алые паруса».
1962 год
Галина Польских – «Дикая собака Динго»;
Лев Прыгунов – «Увольнение на берег»;
Борис Галкин – «Увольнение на берег»;
Лариса Голубкина – «Гусарская баллада»;
Владимир Балон – «Гусарская баллада»;
Иван Бортник – «Исповедь»;
Борислав Брондуков – «Цветок на камне»;
Николай Бурляев – «Иваново детство»;
Олег Даль – «Мой младший брат»;
Валентина Шарыкина – «Третий тайм»;
Нина Шацкая – «Коллеги».
1963 год
Станислав Любшин – «Если ты прав…»;
Виталий Соломин – «»Улица Ньютона, дом 1»;
Анатолий (Отто) Солоницын – «Дело Курта Клаузевица»;
Валентина Талызина – «Человек, который сомневается»;
Георгий Штиль – «День счастья»;
Борис Щербаков – «Мандат»;
Ирина Алейникова – «Я шагаю по Москве»;
Евгений Стеблов – «Я шагаю по Москве»;
Ирина Мирошниченко - «Я шагаю по Москве».
1964 год
Николай Губенко – «Мне двадцать лет»;
Леонид Броневой – «Товарищ Арсений»;
Игорь Васильев – «Город – одна улица»;
Наталья Величко – «Тишина»;
Людмила Савельева – «Спящая красавица»;
Наталья Седых – «Морозко»;
Регимантас Адомайтис – «Хроника одного дня»;
Борис Сичкин – «До свидания, мальчики».
1965 год
Евгений Герасимов – «Они не пройдут»;
Вера Алентова – «Дни летные»;
Николай Олялин – «Дни летные»;
Екатерина Васильева – «На завтрашней улице»;
Елена Проклова – «Звонят, откройте дверь»;
Сергей Сазонтьев – «Строится мост»;
Валентин Смирнитский – «Последний месяц осени»;
Валентина Теличкина – «Таежный десант»;
Маргарита Терехова – «Здравствуй, это я!»;
Елена Санько – «Здравствуй, это я!».
9 июля умер Петр Алейников (посл. фильм Утоление жажды»).
1966 год
Юозас Будрайтис – «Никто не хотел умирать»;
Наталья Варлей – «Формула радуги»;
Лариса Малеванная – «Проводы белых ночей»;
Владимир Носик – «Иду искать»;
Борис Хмельницкий – «Кто вернется – долюбит»;
Сергей Шакуров – «Я солдат, мама».
1967 год
Елена Санаева – «Генерал Рахимов»;
Елена Соловей – «В горах мое сердце»;
Игорь Старыгин – «Возмездие»;
Светлана Суховей – «Бабье царство»;
Георгий Тараторкин – «Софья Перовская»;
Владимир Тихонов – «Путь в «Сатурн» (сын Н.Мордюковой и В.Тихонова);
Борис Химичев – «Операция «Трест»;
Алексей Петренко – «День солнца и дождя»;
Раиса Рязанова – «Гуля Королева» (Антонина из к/ф «Москва слезам не верит»);
Георгий Бурков – «Начало неведомого века»;
Александр Голобородько – «Туманность Андромеды»;
Екатерина Градова – «Осенние свадьбы»;
Леонид Кулагин – «Дворянское гнездо».
1968 год
Михаил Волков – «Путь в «Сатурн»;
Вацлав Дворжецкий – «Далеко на Западе»;
Марина Неелова – «Старая старая сказка»;
Андрей Мягков – «Похождения зубного врача»;
Михаил Ножкин – «Ошибка резидента»;
Ольга Остроумова – «Доживем до понедельника»;
Юрий Чернов – «Доживем до понедельника»;
Виктор Проскурин – «Орлята Чапая»;
Наталья Сайко – «Деревенский детектив»;
Вениамин Смехов – «Служили два товарища»;
Альберт Филозов – «Сыны Отечества»;
Ирина Шевчук – «Гольфстрим»;
Олег Янковский – «Щит и меч».
1969 год
Вадим Спиридонов – «У озера»;
Наталья Белохвостикова – «У озера»;
Владимир Талашко – «Комиссары»;
Леонид Бакштаев – «Комиссары»;
Александр Пороховщиков – «Гори, гори моя звезда»;
Наталья Гвоздикова – «Город первой любви»;
Владимир Долинский – «В 13 часу ночи»;
Вахтанг Кикабидзе – «Не горюй»;
Аристарх Ливанов – «Эти невинные забавы».
17 августа умер М.Бернес.
«Девча́та» — комедийный художественный фильм, снятый в СССР режиссёром Юрием Чулюкиным по одноимённой повести Б. Бедного.
В ролях:
Надежда Румянцева — Тося Кислицына
Николай Рыбников — Илья Ковригин
Светлана Дружинина — Анфиса
Люсьена Овчинникова — Катя
Инна Макарова — Надя
Нина Меньшикова — «мама» Вера
Виктор Байков — Ксан Ксаныч
Николай Погодин — Сашка-гармонист
Станислав Хитров — Филя Егоров
Роман Филиппов — Вася Зайцев
Михаил Пуговкин — комендант
Алексей Крыченков — Алёша
Анатолий Адоскин — Дементьев
Пётр Кирюткин — мастер Чуркин
Виктор Маркин — фотокорреспондент
Михаил Кокшенов — рабочий, пьющий воду (в титрах не указан)
По задумке режиссёра на экране Илья выглядит значительно старше Тоси. На самом деле актёры Рыбников и Румянцева — одного года рождения (1930), мало того, Румянцева старше Рыбникова на 3 месяца.
Особенно хорошо Рыбникову и Румянцевой удавались сцены, где их герои ссорятся, так как во время съемок они действительно были «на ножах». Рыбников не понимал, почему режиссёр так носится с этой «выскочкой».
Многие считают песню «Старый клён» народной. На самом деле её написали поэт Михаил Матусовский и композитор Александра Пахмутова.
Готовясь к картине, Чулюкин пообещал своей жене Наталье Кустинской роль Тоси. Но одного его решения было мало. Кустинская серьёзно готовилась к пробам: чтобы соответствовать образу смешной девчонки, разрисовала лицо веснушками и изменила походку. После проб она с нетерпением ждала решения худсовета. Через некоторое время от знакомого она узнала, что картина уже снимается и в главной роли Румянцева. Дома был страшный скандал. Чулюкин оправдывался, что худсовет посчитал Кустинскую слишком красивой для образа Тоси. И в качестве примирения предложил ей роль Анфисы, но Кустинская отказалась.
Посёлок лесорубов снимали в павильонах Мосфильма и на улице Мосфильмовской, где высадили около 300 деревьев и возвели декорации посёлка с вывеской «Леспромхоз». Натуру вначале начали снимать на Северном Урале в настоящем леспромхозе в Пермской области. Но снимать на тридцатиградусном морозе оказалось сложно и после снятия нескольких коротких сцен съёмочная группа остальное снимала также в леспромхозе в Оленинском районе Тверской области, а финал — в Ялте.
При съёмках на Северном Урале Рыбников так вошёл в образ, что забылся и облизал алюминиевую ложку, когда Тося по сценарию приносит лесорубам обед. Ложка на сильном морозе моментально прилипла к губам. Съёмку пришлось остановить. Рыбников, не дожидаясь врачей, резко рванул ложку прямо с кожей.
За рубежом картина имела успех. Получила приз Эдинбургского кинофестиваля и приз кинофестиваля в Мар-дель-Плата. Зарубежные газеты называли Румянцеву «Чарли Чаплин в юбке», а итальянцы — «русской Джульеттой Мазиной».
Карьера Димы Горина
Режиссеры: Фрунзе Довлатян, Лев Мирский
«Береги́сь автомоби́ля» — кинокомедия Эльдара Рязанова, главные роли в которой исполнили Иннокентий Смоктуновский и Олег Ефремов. Фильм повествует о судьбе страхового агента Юрия Деточкина, играющего роль Гамлета в самодеятельном театре и являющегося Робином Гудом XX века в свободное от работы время. Кинолента стала лидером проката СССР 1966 года (11 место) — 29 млн зрителей.
В этом фильме Деточкин (Смоктуновский) играет Гамлета в самодеятельности. Примечательно, что Иннокентий Смоктуновский к тому времени уже сыграл Гамлета в фильме Г. Козинцева. В фильме «Берегись автомобиля» его герой говорит Подберёзовикову о будущем спектакле «Гамлет»: «Такая роль один раз в жизни выпадает».
Мосфильмовская «Волга» ГАЗ-21, на которой Деточкин ушёл от погони, впоследствии стала знаменитым «такси на Дубровку» Папанова (только перекрашенным) в «Бриллиантовой руке» и машиной-такси героя Ефремова в фильме «Три тополя на Плющихе»[1].
По воспоминаниям Ольги Аросевой, ей действительно пришлось водить по улицам Москвы троллейбус (для чего она прошла курсы водителей троллейбуса), причём пришлось выехать на маршрут, и пассажиры в троллейбусе были настоящими, а не массовкой[2].
В ролях
Иннокентий Смоктуновский — Юрий Иванович Деточкин
Олег Ефремов — следователь Максим Подберёзовиков
Ольга Аросева — Люба
Андрей Миронов — Дима Семицветов
Анатолий Папанов — Семён Васильевич Сокол-Кружкин, тесть Семицветова
Татьяна Гаврилова — Инна, жена Димы Семицветова
Любовь Добржанская — мама Деточкина
Евгений Евстигнеев — режиссёр самодеятельности
Георгий Жжёнов — милиционер на мотоцикле
Сергей Кулагин — Филипп Картузов, директор пивной
Виктория Радунская — криминалист Таня
Юрий Яковлев — голос за кадром
Готлиб Ронинсон — Яков Михайлович Квочкин, начальник Деточкина
Борис Рунге — человек с чемоданами
Яков Ленц — продавец сигарет
Вячеслав Невинный — автослесарь
Донатас Банионис — пастор-покупатель
Галина Волчек — покупательница магнитофона
Любовь Соколова — судья
Антонина Максимова
Антонина Дмитриева
Нина Крачковская — девушка на почте
Николай Парфёнов — прокурор
Сергей Филиппов — эпизодическая роль (зритель на самодеятельности)
«Моро́зко» — советский художественный музыкальный костюмированный фильм по мотивам русской народной сказки режиссёра Александра Роу.
С 1966 года в прокате также в США.
Александр Леопольдович Хвыля — Морозко
Наталья Евгеньевна Седых — Настенька
Эдуард Константинович Изотов — Иван
Инна Михайловна Чурикова — Марфушка
Георгий Францевич Милляр — Баба-Яга, разбойник-дьяк
Татьяна Ивановна Пельтцер — мать жениха
Со стороны игру Инны Чуриковой оценили на ура: посол Чехии Ярослав Башта вручил ей за роль Марфуши серебряную медаль Масарика. И вообще в Чехословакии фильм стал «хитом на все времена»: его регулярно показывают на Новый год.
Американские телезрители не оценили киносказку, назвав ее худшим советским фильмом. Единственным положительным героем для американских зрителей стала Марфуша в блистательном исполнении Инны Чуриковой. Именно такой, по их мнению, должна быть настоящая женщина: желать хорошего мужа и достатка в семье.
Ната́лья Евге́ньевна Седы́х — советская и российская балерина, фигуристка, актриса театра и кино.
В возрасте четырёх лет впервые встала на коньки и вскоре прославилась как «самая маленькая фигуристка Советского Союза».
Запомнилась советскому зрителю как Настенька из фильма-сказки «Морозко» 1964 года, на главную роль которого её взял режиссёр Александр Роу, случайно увидевший тогда ещё пятнадцатилетнюю девушку по ТВ в номере фигурного катания «Умирающий лебедь». В 1968 году она снялась ещё в одном фильме-сказке Александра Роу «Огонь, вода и… медные трубы».
В 1969 году Наталья Седых окончила хореографическое училище при Большом театре, после чего стала балериной этого театра, танцевала сначала в кордебалете, потом стала солисткой.
«Неуловимые мстители» — художественный фильм, истерн[1][2], поставленный в 1966 году режиссёром Эдмондом Кеосаяном по мотивам повести Павла Бляхина «Красные дьяволята», о приключениях четырех подростков в годы Гражданской войны.
Виктор Косых — Данька Щусь
Валентина Курдюкова — Ксанка Щусь
Михаил Метёлкин — Валерка Мещеряков
Василий Васильев — Яшка-цыган
Ефим Копелян — атаман Бурнаш
Владимир Трещалов — Сидор Лютый (озвучивал Е. Весник)
Борис Сичкин — Буба Касторский
Инна Чурикова — белокурая Жози
Геннадий Юхтин — Игнат
Савелий Крамаров — солдат Илюха
Лев Свердлин — Будённый
Глеб Стриженов — отец Мокей
Вий - Неоднократно упоминается, что после выхода на экраны «Вия» всесоюзная слава Натальи Варлей, обрушившаяся на актрису благодаря роли Нины в кинокомедии «Кавказская пленница», неожиданным образом закончилась. Огромное количество писем от поклонников с предложением «руки и сердца» резко сошло на нет. По словам Натальи, у неё «началась черная полоса в жизни». 4 года актриса не снималась в кино. Сама Варлей оправдывает свое отсутствие на экране словом, данным Юрию Катину-Ярцеву, преподавателю театрального училища им. Б. Щукина, в котором Варлей начала учиться.
Неудача постигала неоднократные попытки показать «Вия» во время морского круиза. Стоило фильму начинаться, разыгрывался шторм, успокаивавшийся сразу же после прерывания сеанса. В итоге по просьбе Натальи Варлей, которая по замыслу устроителей должна была выступать перед показом, после третьей попытки было решено прекратить демонстрацию ленты[1].
Деревянная церковь Пресвятой Богородицы, в селе Горохолино-Лес Богородчанского района Ивано-Франковской области, в которой снимались ряд сцен фильма, сгорела дотла 20 февраля 2006 года. По официальной версии, пожар возник в результате нарушения правил монтажа и эксплуатации электросети[2].
«Живы́е и мёртвые» — советский двухсерийный художественный фильм, снятый в 1964 году по первой части одноимённого романа Константина Симонова режиссёром Александром Столпером. Во время съёмок ради удачного кадра была взорвана церковь XIX века в селе Батыево во Владимирской области.
«Живёт такой парень» — художественный фильм, поставленный в 1964 году Василием Шукшиным.
Леонид Куравлёв — Павел Егорович Колокольников («Пашка-пирамидон»)
Лидия Чащина — Настя
Белла Ахмадулина — журналистка
Родион Нахапетов — инженер Гена
Иван Рыжов — заведующий нефтебазой
Нина Сазонова — тётка Анисья
Главный приз «Золотой Лев Св. Марка» (Василий Шукшин) на МКФ в Венеции, 1964;
Премия ВКФ за лучший комедийный фильм (Василий Шукшин), 1964 («За жизнерадостность, лиризм и оригинальное решение»)
Пробы начались в январе 1968 года. На главную роль красноармейца Сухова пробовались Георгий Юматов и Анатолий Кузнецов. Юматов был более известен как актёр, снявшись в 1950—1960-х годах в нескольких героико-приключенческих картинах в главных ролях. К концу 1960-х от героических ролей он начал переходить к характерным, и слава его стала несколько блекнуть. Юматов имел репутацию человека, склонного к алкоголизму, и мог сорвать съёмки. Через неделю после начала съёмок Юматова обнаружили в состоянии тяжёлого опьянения с лицом, сильно пострадавшим после драки. О дальнейших съёмках не могло быть и речи, и Владимир Мотыль вновь обратился к Кузнецову, кандидатуру которого первоначально на пробах отклонили. Актёр оказался не занят и согласился принять участие в съёмках.
На роль Саида пробовался Игорь Ледогоров. На роль Верещагина — Ефим Копелян. В итоге роль Саида досталась актёру Театра сатиры Спартаку Мишулину, а роль Верещагина — актёру Ленинградского БДТ Павлу Луспекаеву. Он был хорошо известен как театральный актёр, но кинематографическая карьера Луспекаева была не слишком успешной. К моменту начала съёмок актёр был уже тяжело болен — у него были ампутированы обе ступни и ходить он мог только на протезах.
Мотыль предложил Луспекаеву сняться на костылях и даже хотел соответствующим образом изменить сценарий. Павел Луспекаев отмёл все эти варианты и поставил условие, что сниматься будет без каскадёров. Режиссёр согласился. Личность Луспекаева и его актёрская игра серьёзно повлияла на сценарий. Наблюдая за воплощением роли Верещагина, режиссёр увеличил первоначально незаметную роль таможенника практически до главной. Даже имя героя Верещагина сменилось с первоначального Александра на Павла.
Многие из участвовавших в съёмках не были профессиональными актёрами. Только три «жены Абдуллы» из девятерых были актрисами. Так как после съёмок основных сцен девушкам нужно было срочно возвращаться на работу, в эпизодах отсутствующих «жён» пришлось дублировать солдатами. Местные девушки отказались участвовать в съемках, и «жён» подбирали со всего Союза (одну «жену» нашли в Латвии).
Сложно шёл подбор актёра на важную роль второго плана — Петрухи. На неё даже пробовался Савелий Крамаров. Утверждён режиссёром Владимиром Мотылём был уже актёр Юрий Чернов, но он всё-таки выбрал цирковой путь. В итоге роль досталась Николаю Годовикову, также непрофессионалу, работавшему слесарем на заводе.
«Белое солнце пустыни» — не первое общее появление на экране Годовикова и Луспекаева. До того они совместно снялись в фильме «Республика ШКИД». Годовиков был занят в эпизодической роли беспризорника, а Луспекаев сыграл учителя физкультуры.
Сразу после выхода на экраны СССР картину выдвигали на соискание Государственной премии СССР, но награду в 1970 году получила картина «У озера». В советское время фильм так и не был удостоен каких либо официальных регалий. В конце концов фильм получил Государственную премию России после распада СССР в 1998 году.
«Пёс Барбо́с и необы́чный кросс» — советская короткометражная комедия, снятая в 1961 году по стихотворному фельетону украинского поэта-юмориста Степана Олейника на киностудии «Мосфильм» режиссёром Леонидом Гайдаем. Входит в альманах «Совершенно серьёзно». Это первое произведение о трио жуликов: Трусе, Балбесе и Бывалом.
При первой же встрече, внимательно оглядев актера со всех сторон, Гайдай сказал: «В картине три роли. Все главные. Это Трус, Бывалый и Балбес. Балбеса хотим предложить вам». Своим же ассистентам он заявил: «Ну, Балбеса искать не надо. Никулин — то, что нужно». Фильм снимался практически без проб. Никакие сцены не репетировались. Режиссер подбирал тройку и все время смотрел, получается ли ансамбль… Юрий Никулин рассказывал: «На роль Бывалого утвердили Евгения Моргунова, которого до съемок я никогда не видел. Но мой приятель поэт Леонид Куксо не раз говорил: Тебе надо обязательно познакомиться с Женей Моргуновым. Он удивительный человек: интересный, эмоциональный, побит юмор, розыгрыши. С ним не соскучишься… Почти не знал я и Георгия Вицина. Нравился он мне в фильме «Запасной игрок», где исполнял главную роль. Много я слышал и о прекрасных актерских работах Вицина в спектаклях Театра имени Ермоловой». В то время Юрий Никулин был очень занят в цирке. И Гайдай пошел на то, чтобы подстроить время съемок под график работы артиста. Таким образом, каждое утро Никулин приезжал на съемки фильма, а вечером выступал в цирке. Во всем фильме не произносилось ни слова, все строилось на веселых трюках. Никулина практически не гримировали. По словам Гайдая, у него и так было смешное лицо. Актеру лишь приклеили большие ресницы, которыми он так забавно хлопал. Короткометражка «Пес Барбос и необычный кросс» вошла пятым фильмом в киноальманах «Совершенно серьезно». Однако именно она принесла успех всему фильму и более того — зажила самостоятельной жизнью. Она породила уникальный эксцентрический феномен трех героев-масок советского кинематографа — Балбеса, Труса и Бывалого, принеся настоящую славу и Леониду Гайдаю, и знаменитой троице: Никулин — Вицин — Моргунов.
Материала фильма было снято на полчаса. Режиссёр Леонид Гайдай сократил его до десяти минут и убрал много трюков, которые впоследствии использовались в «Самогонщиках»[3].
Молодой режиссёр Леонид Гайдай закончил работу и показал её мэтру советского кино Ивану Александровичу Пырьеву. Тот улыбнулся и доброжелательно сказав «Ещё научишься…», перемонтировал фильм, сократив чуть ли не в 4 раза.
Песню самогонщиков сперва сочинил Юрий Никулин. «Первый дубль» получился настолько удачным, что руководство забеспокоилось: «Ребята, что вы делаете? Завтра вашу песню будет петь вся страна!». И действительно — сначала всё писалось на мелодию народной песни «Семёновна», что (после демонстрации в кинотеатрах страны), несомненно, вылилось бы в конце концов в повальное застольное, истинно всенародное пение, а текст «Не футболисты мы, не велогонщики, и не артисты мы, а самогонщики! А мы пить будем, а мы гнать будем, и культуру производства повышать будем! И помогают нам всегда: сахар, дрожжи и вода» в устах нетрезвых граждан будет иметь явный издевательский оттенок.
Пришлось «переделывать хуже» — поэт Владимир Лифшиц написал стихи про «хитроумный аппарат». Второй вариант мелодии уже был не настолько удобен для группового пения: теперь в песне присутствовала политкорректная, но несомненно удачная находка — куплет Труса про тюремное заключение за самогоноварение.
«Кавка́зская пле́нница, и́ли Но́вые приключе́ния Шу́рика» — кинофильм Леонида Гайдая, снятый в 1966 году. Второй фильм с Шуриком в качестве главного персонажа и последний фильм (из тех, что снял Леонид Гайдай) с участием тройки Трус — Балбес — Бывалый (Вицин — Никулин — Моргунов). Премьера фильма состоялась в Москве в понедельник 3 апреля 1967 года, одновременно в 53 столичных кинотеатрах.
В процессе разработки сценарий многократно изменялся цензурой. Так, пришлось видоизменить фразу Труса «да здравствует советский суд, самый гуманный суд в мире!» на «да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!», так как первый вариант посчитали издевательством над советским судом. Также пришлось вырезать заставку, в которой Трус пишет на заборе «Х», Бывалый приписывает «у», а после появления милиционера Балбес дописывает «дожественный фильм».
ЕВГЕНИЙ МОРГУНОВ - Первая актёрская работа, сразу принёсшая Моргунову известность — роль предателя Стаховича в фильме «Молодая гвардия» (версия 1948 года, режиссёр Сергей Герасимов) — экранизации одноимённого романа Александра Фадеева. Молодой Моргунов в образе Стаховича настолько запомнился публике, что в одном провинциальном городе актёр был атакован на улице мальчишками, считавшими, что выследили предателя.
В 1950-е годы актёр снимался преимущественно в фильмах историко-патриотической направленности, ныне малоизвестных. Всенародную популярность Моргунову принесла роль Бывалого в серии кинокомедий Леонида Гайдая 1960-х годов: «Самогонщики», «Пёс Барбос и необычный кросс», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика». На волне популярности Моргунов пробует себя в качестве режиссёра — снимает картину «Когда казаки плачут» по рассказу Шолохова (1963).
Во время съёмок «Кавказской пленницы» между Моргуновым и Гайдаем произошёл конфликт, когда актёр повёл себя по отношению к режиссёру, известному своей строгостью, излишне независимо. Этот эпизод сильно осложнил дальнейшую карьеру Евгения Моргунова. В 1970—1980-е годы он редко снимался в кино, в основном в эпизодах, наиболее известный фильм этого периода с его участием — «Покровские ворота». В постсоветские годы он снялся в большем числе картин, чем за предыдущие двадцать лет, однако главных ролей по-прежнему не играл. Для зрителей он так и остался Бывалым.
Когда Моргунов был студентом ВГИКа и испытывал финансовые затруднения, то ездил на учёбу без билета. Бывало, он входил в автобус и, делая вид, что он хочет оплатить проезд, подавал кондуктору сторублёвку, составлявшую все его сбережения. Разумеется, кондуктор не мог дать ему сдачу с такой крупной купюры, и Моргунов ехал бесплатно. Рассказывали, что один кондуктор, неоднократно поймавший Моргунова на таком способе проезда, однажды при выезде в рейс специально взял под отчёт в кассе 99 рублей с копейками, и когда Моргунов подал ему сторублёвку, спокойно выдал ему билет и сдачу. Моргунов так расстроился, что вышел на следующей остановке. (Подобная история описана писателем Паустовским, действительно работавшим кондуктором в трамвае, и относится к 1916 году). Но Моргунов использовал и другой способ бесплатного проезда: он входил в автобус и хорошо поставленным голосом просил пассажиров предъявить билеты, выдавая себя за контролёра. В дальнейшем импозантный актёр таким же образом проходил в баню, на стадион и т. д. Те, кто узнавал его, не решались останавливать, а остальные принимали за важного чиновника, тем более, что он вёл себя соответственно.
ЮРИЙ НИКУЛИН Артист дебютировал в кино в 36 лет, и с первых картин зарекомендовал себя как неподражаемый разнохарактерный актёр. Он принёс с цирковой арены на экран различные роли-маски, широко используя цирковую эксцентрику и фактуру.
Одна из киноновелл этого фильма «Пёс Барбос и необычный кросс» режиссера Леонида Гайдая положила начало ролям, которые обеспечили актёру всенародную любовь. Незабываемый образ Балбеса из знаменитой тройки (Трус, Балбес и Бывалый) в кинокомедиях «Самогонщики» (1961), «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» (1965), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967) отличает исключительное обаяние и жизнерадостность.
Но актёр играл не только комические роли. В фильме «Когда деревья были большими» (1962) раскрылся драматический талант исполнителя.
Память
В сентябре 2000 года недалеко от здания цирка, в котором более 50 лет отработал Ю.Никулин, появился памятник работы скульптора Рукавишникова, изображающий актёра рядом с автомобилем из фильма «Кавказская пленница».
В 2010 году в Перми появился памятник "Гайдаевской тройке" напротив кинотеатра "Кристалл".
ГЕОРГИЙ ВИЦИН - Известность пришла к Вицину после фильма «Запасной игрок», в котором он исполнил роль Васи Веснушкина. Вслед за этим он снялся в фильме «Она вас любит!». Несмотря на то, что в этих картинах Вицин исполнял роли юных пареньков, актёру было уже далеко за 30. Застенчивые и отзывчивые герои Вицина приглянулись зрителю. В то же время он снимался в лентах исторических: «Композитор Глинка» и «Белинский».
Широкую известность Вицину принёс образ Труса, воплощённый им в комедиях Гайдая («Пёс Барбос и необычный кросс», «Самогонщики», «Операция "Ы" и другие приключения Шурика» и «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»). Наиболее запоминающиеся роли — авантюрист Сэм из Деловых людей (Вождь краснокожих), Бальзаминов из «Женитьбы Бальзаминова», сэр Эндрю из «Двенадцатой ночи», Хмырь из «Джентльменов удачи», Волшебник из «Старой, старой сказки».
Георгий Вицин обладал талантом к декламации и много работал над озвучиванием мультфильмов.
Последние годы жил в нищете, практически постоянно находился в квартире, выходя на улицу только покормить голубей, избегал встреч с журналистами и общения с ними. От помощи отказывался, говоря: «Не могу взять, ведь люди последнее отдают!».
Ваш комментарий будет первым.